Формирование и оценка функциональной грамотности школьников
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность включает 6 компонентов:
- Читательская грамотность – способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность – способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах.
- Финансовая грамотность – способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разумные финансовые решения, которые позволяют достигать личного финансового благополучия.
- Креативное мышление – способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое.
- Глобальные компетенции – способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем.
Документы
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 16.09.2021 № 10-П-1233 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.09.2021 № 10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.12.2021 № 10-П-1814 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 22.12.2021 № 10-П-1845 «Об участии в апробации региональной системы критериального оценивания качества образовательной деятельности в системе общего образования»
- Приказ Комитета образования администрации Березовского района от 17.09.2021 № 237-од «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Березовского района»
- Приказ Комитета образования администрации Березовского района от 20.09.2021 № 238-од «Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Березовского района на 2021-2022 учебный год»
- Приказ Комитета образования администрации Березовского района от 22.12.2021 № 351-од «О внесении изменений в приказ Комитета образования от 20 сентября 2021 года № 238 «Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Березовского района на 2021-2022 учебный год»
- Приказ№206-о от 23.09.2021 О создании творческой группы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
- План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
Ссылки на банки заданий для формирования функциональной грамотности
Полезные ссылки
- Специальный раздел сайта ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
- Виртуальная методическая площадка АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» по сопровождению развития функциональной грамотности
- Издательство «Просвещение»
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
- Статья «Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?»
- Статья «Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах»
- Запись видеоконференции «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»
- Измерительные материалы для компьютерного тестирования по финансовой грамотности размещены на сайте ИСРО РАО
Методические рекомендации для детей и родителей «Что значит быть грамотным в XXI веке»
Формирование функциональной грамотности на уроках музыки
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики